Уроки живописи



"Поле маков", 1873 г. Музей д'Орсэ, Париж.

На картине "Поле маков" (1873), представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалеку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руках, и его изящные очертания придают картине особое очарование.

Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан), на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.

Моне писал "Поле маков" на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и в выборе ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камилла и Жан, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с переднем планом композиции.

Воссоздаем работу Моне

1. Грубый набросок

Художник начал с эскиза композиции, выполненного карандашом. Затем, используя разведенные масляные краски, он набросал основные формы. Небо было прорисовано им синим кобальтом, синей ляпис-лазурью и белилами с добавлением желтой охры и капельки зеленого кобальта, чтобы создать зеленоватый оттенок. Деревья нарисованы зеленым кобальтом, смешанным с небольшим количеством жженой сиены; поля написаны теми же красками, но нанесенными более тонким слоем, что позволяет холсту проступать наружу, особенно под маками (красный кадмий), которые на этой стадии щедро разбросаны по картине, несмотря на то что их впоследствии пришлось перерисовывать. Фигуры Камиллы и Жана не соединены с цветовой композицией, поскольку не влияют на общее цветовое и тональное решение картины.
2. Небо и линия горизонтаЗатем было прорисовано небо и деревья. Небо написано синей ляпис-глазурью и белилами, а более темные тона нанесены с помощью синего кобальта. Чтобы н ебо казалось размытым, художник дал синие наплывы на белые облака, используя чуточку зеленого (зеленый кобальт) и розовато-лилового (ализариновый краплак и синий кобальт) тона. контуры самого большого дерева прорисованы желтым кадмием, желтой охрой и белилами, что создает эффект "гало" (ореола). Умеренно-зеленая листва написана зеленым кобальтом с добавлением небольшого количества жженой сиены и белил, а самая темная листва и платье женщины на заднем плане - берлинской лазурью с капельской жженой сиены. Крыша дома написана красным кадмием, желтым кадмием и белилами.
3. Поле и фигуры на переднем плане.

Цветы в верхней части поля написаны желтым кадмием и белилами; трава - зеленым кобальтом с белилами и жженой сиеной; шляпы на фигурах, изображенных на переднем плане, нарисованы желтым кадмием и белилами. Рубашка мальчика нарисована теми же красками с добавлением капельки зеленого кобальта. Лента на его шляпе написана красным кадмием, а лицо - красным кадмием и белилами с добавлением капельки зеленого кобальта. Платье и зонтик женщины написаны синим кобальтом и белилами, а там, где платье сливается с травой, добавлено чуть-чуть зеленого кобальта.
4. Добавленные цветы

Маки, в честь которых названа картина, плюс менее заметные лютики (желтый кадмий и белила) и полевые цветочки (белила с капелькой зеленого кобальта) были добавлены позже. У маков (красный кадмий, желтый кадмий и белила) прорисованы темные сердцевины (ализариновый краплак и красный кадмий). Обратите внимание на то, что маки нарисованы не простым мазком, а различными штрихами, и что они становятся бледнее по мере удаления к заднему плану.
5. Заключительные штрихи

Завершая картину, художник заполнил все плоские участки дополнительными мазками, накладывая деталь за деталью. Особо тщательной отделке подверглось платье женщины на переднем плане, а цвет и тени на поле усилены с помощью мазков синим кобальтом и белилами.
6.Деталь. Зрителю кажется, что фигуры женщины и мальчика органично вырастают прямо из поля. Этот эффект достигнут за счет того, что верхние части тела женщины и мальчика и их одежда прорисованы очень четко, но дальше постепенно размываются и внизу совершенно сливаются с травой.

Палитра художникаНомера относятся к этапам создания картины, описанным выше
Клод Моне "Поле маков у Аржантёе", в деталях.


1. Приглушенные тона. На большей части этой картины не видны отдельные мазки кисти. Однако приглушенные тона на относительно гладкой, покрытой тонким слоем краски поверхности этого участка картины имеют вкрапления ярких, волнующих алых штрихов.



 2. Дом среди деревьев. Просто нарисованный на заднем плане дом расположен на  линии горизонта. Его крыша связывает задний план катины с передним планом, а палевые стены образуют разрыв в темной зелени, смягчая переход между полем и небом. На грубо прорисованном небе Моне оставил видимые отдельные участки холста.

3. Пара на заднем плане. Фигура мальчика прорисована несколькими мелкими штрихами кисти - белой, розовой, черной и кремовой краской. Женщина в черном (цвет, которым редко пользовался Моне) держит в руках сложенный зонтик. Ее шляпа нарисована в виде завитков, черной и белой краской.

4. Пара на переднем плане. Черты лица Жана обозначены тремя точками. Ленту на его шляпе Моне написал тем же красным цветом, что и маки. Зонтик лежит на руке Камиллы. Его сине-лиловая и цвета полыни ткань, окруженная тонким палевым бликом, ярко выделяется на бледном фоне травы.



5. Желтые штрихи. Несмотря на то, что красный цвет остается преобладающим, Моне набрасывает по всей композиции желтые штрихи. Они проявляются в виде тонких узоров, образующих желтые цветы на заднем плане картины, и в виде отдельных пятен, рассыпанных на переднем плане среди красных маков.





6. Красное на зеленом. Моне был сильно увлечен контрастом между красными маками и зеленой травой. Желая передать впечатление от маков, Моне не стал детально прорисовывать цветы, обозначив их, красными мазками, постепенно уменьшающимися в перспективе.




Успехов Вам!



По материалам "Художественная галерея. Моне", №1, 2004 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий